14 минут музыки слишком страшной, чтобы стать саундтреком для самого страшного фильма всех времен

Фильм Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1973) традиционно входит практически во все топы «самых страшных фильмов» всех времен и во многих из них прочно прописался на первом месте. Более того, картина в 2010 году был включена в Национальный Кинематографический Регистр США, куда была выбрана Библиотекой Конгресса, то есть признана классикой и достоянием культуры США на самом что ни на есть официальном уровне. И мы уже молчим о том, что «Изгоняющий дьявола» породил целую волну фильмов на тему экзорцизма и происков дьявола. Оказала эта лента влияние и на музыку. В фильме была использована музыкальная тема «Tubular Bells» за авторством Майка Олдфилда, ставшая сама по себе сверхпопулярной. Многие композиторы сочиняли нечто подобное, вдохновившись творение Олдфилда (например, знаменитая тема из «Хэллоуина» Джона Карпентера кажется написанной под влиянием «Tubular Bells».

Мало кто знает, однако, что у «Изгоняющего дьявола» изначально был совсем другой саундтрек. Написал его известный композитор Лало Шифрин («Миссия невыполнима», «Буллит»). И только по настоянию режиссера Фридкина музыка Шифрина, грубо говоря, была слита в унитаз где-то в помещениях студии Warner Bros. Pictures.

Интересно, что Фридкин сам нанимал Шифрина для написания музыки к этому фильму, равно как и к трейлеру. Правда, реакция публики заставила создателей фильма все переделать. Трейлер оказался слишком страшным, в том числе и из-за музыкального сопровождения. Плюс в трейлере был использован эффект «мигающего» света, что у некоторых зрителей вызывало неприятные физические ощущения, в том числе просто опасные для здоровья. Поэтому студия решила отказаться и от этого видео, и от этого саундтрека. Им было нужно что-нибудь помягче.

Сам Шифрин позднее рассказывал об этом следующее:

Правда в том, что это был один самых неприятных моментов моей жизни, но, как мне довелось где-то прочитать, чтобы добиться успеха, нужно испытать и провалы. Вот что было: режиссер Уильям Фридкин нанял меня для того, чтобы я написал музыку к трейлеру. Шесть минут были записаны для трейлера. Люди, которые видели трейлер, реагировали негативно, потому что сцены были настолько тяжелыми и пугающими, что многие бежали в туалет блевать. Трейлер был ужасным, но смешение этих пугающих сцен и моей музыки, которая тоже была достаточно тяжелой, пугало аудиторию до чертиков.
Так что исполнительные продюсеры Warner Bros. Pictures сказали Фридкину, чтобы тот сказал мне, что я должен написать менее драматичную и более мягкую музыку. Я мог легко и хорошо сделать то, что они хотели, потому как это было просто, похоже на то, что я писал перед этим, но Фридкин не стал говорить мне, о чем они просили.
Уверен, он сделал это намеренно. У нас была ссора ранее, по другим причинам, и я думаю, что он хотел мне отомстить. Это мое мнение.

Как бы там ни было, а Шифрин ничего не узнал о просьбе начальства — и сочинил музыку к фильму в том же стиле, что и к трейлеру. Собственно, со слов композитора, после того, как он написал музыку к трейлеру, сам Фридкин его поздравил с успешной работой, так что он думал, что все делает правильно.

Сейчас у нас есть возможность послушать 14 минут той самой музыки, которую Лало Шифрин написал в качестве саундтрека с «Изгоняющему дьявола». Это довольно странно, так как оная звуковая дорожка во многом схожа с той музыкой, которую мы слышали в некоторых современных фильмах ужасов. Получается, что Шифрин либо опередил свое время, либо умудрился вдохновить таких современных композиторов как Роке Баньос (ремейк «Зловещие мертвецы») или Джозеф Бишара («Астрал», «Заклятие»).

 

Комментарии закрыты.